Тэд Старнер – как Google Glass повлияет на нашу память и реальность?

Огромное количество потенциальных покупателей бета-версии Google Glass проследовали залы выставок, чтобы наконец получить желаемый аппарат в свои руки. Но лишь немногие сумели получить модель, которая создает настоящую революцию в сфере производства очков дополненной реальности. Среди всех этих счастливчиков, в список попал Тэд Старнер, профессор технологического института в Джорджии. У него есть определенные проблемы со зрением. В 2010 году он был принят на должность разработчика сверхсекретного, на тот момент, проекта в лаборатории Google X. Как выяснилось, именно Google Glass на то время являлся засекреченным проектом, поэтому роль Старнера в качестве члена команда разработчиков, имела неоценимое значение.

Старнер признался, что термин "дополненная реальность" был введен им еще в далеком 1990-м году. После двадцати лет экспериментов над этой технологией, Старнер решил предложить совершенно новую концепцию очков, которая изменила бы мир. Человек, который носит эти очки, мог бы не только самостоятельно добраться к указанному ранее месту встречи, но и подсказал бы другим, как туда добраться. Устройство могло бы перевернуть все представления о том, как технологии помогают сделать мир еще лучше.

Тэд говорит, что он носил вычислительную технику на себе на протяжении последних двадцати лет. Он утверждает, что лишь некоторые могли бы повторить его подвиг. До того, как занять должность ассистента профессора в Джорджии, Тэд стал основателем проекта переносного вычислительного устройства. Именно в этот период он познакомился с аспирантами Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Группа постоянно дискутировала относительно будущего поиска. Учитывая убеждения Старнера, он не забывал о переносных вычислительных устройствах.

Мы много разговаривали о том, что подобные устройства сделают человека еще более уверенным в себе, если веб-поиск осуществлялся прямо перед глазным яблоком человека. Одной из наиболее сложных проблем, с которой мы столкнулись, являлась разработка практичного поискового движка, который был бы достаточно практичным для использования в бытовых условиях. Еще предстояло решить проблемы, связанные с ориентацией по открытых страницах.

Мнения разошлись в разные стороны. Старнер продолжал совершенствовать свои устройства, в то время как Брин и Пейдж разработали новую концепцию поисковой системы, именуемой сейчас как Google. После того, как прошло десять лет с момента разлуки, Старнер всерьез задумался о том, чтобы восстановить утерянные связи.

Это было в 2010 году. Однажды всерьез задумался о концепции создания переносных вычислительных устройств. Поэтому решил написать Сергею письмо на электронную почту. В этом письме он говорит следующее: "Теперь, парни, когда вы внедряете в мировую индустрию ОС Android и телефоны, которые данная система координирует, вы просто обязаны снова взглянуть на идею создания носимых вычислительных устройств, которую мы так активно обсуждали еще в студенческих кругах. Почему бы вам не прилететь в Атланту, где я бы показал весь материал для вас? Следующее, что я планирую - это вступить в вашу команду (штаб-квартиру Google), чтобы совместно поработать над Google Glass. Я уверен на все сто процентов, что у нас с ними есть свой круг размышлений по этому поводу. И еще одно - я ведь тоже работаю над созданием ранних прототипов Google Glass. Пора объединиться".

Сам же термин "дополненная реальность" был создан Тэдом Старнером в 1990-х годах, во время совместного общения с Брином и Пейджем. Интересный факт: на самом деле, это не целиком термин Старнера. Похожий термин "искусственная реальность" был создан Тимоти Лири для описания медикаментозного состояния пациента. Тем не менее, концепция Старнера имеет свои собственные, индивидуальные черты, которые нельзя сравнить с чем-либо другим.

Термин Старнера для дополненной реальности называют просто, как "информацию, получить и пользоваться которой можно в процессе выполнения других важных дел". Он продолжает: "Ваша точка на карте - это уже в некотором смысле часть дополненной реальности, зная при этом, что ресторан, который хочется посетить, находится очень близко в дополненной реальности". То, что мы обычно принимаем как дополненная реальность, в научном понимании называется "зарегистрированная графика". Таким образом, система четко знает Ваше местоположение на карте и может использовать ее для виртуальной прорисовки на экране.

Для многих разработчиков совершенство технологии является святым граалем науки: полностью погрузиться в мир, где можно быстро и удобно телепортироваться, где над головой каждого друга высвечивается значок, который "плавает" над головой, где Вы сможете найти правильный путь, ориентируясь по показателям "зеленой стрелки", которая знает практически все, что нужно. Для Старнера подобные разработки не являются убедительными, так как система, быстро предоставляющая всю необходимую информацию, так же само быстро исчезнет.

Очень плохо, что люди не понимают суть "дополненной реальности". Это не полное погружение в виртуальный мир. Это немного лучше - в виртуальности можно будет взаимодействовать так же само, но находясь при этом в реальных условиях. Все это объединяет Google Glass, предлагая получить удобные взаимодействия с другими на протяжении дня. Вы действительно пытаетесь сделать интерфейс, который позволяет улучшить зрение, обострить слух и заставить ум работать быстрее. И при всем этом, не погрузиться в виртуальный мир с головой.

Таким образом, Гугл Глас сейчас находится на переходном этапе дополнительной реальности. Хотя, это лишь одна из трех важных аспектов, по мнению Старнера. Существует и два других аспекта, которые несут в себе решающее значение для разработки Google Glass. В интервью газете, которое называлось "Киборги идут", в 1993 году он назвал два другие аспекты.

Первый из них - дополненная память, которая является обычной возможностью поиска информации, изученной заранее, но забытой через некоторое время. Для Старнера важным было взаимодействие. "Имея доступ к вашему уровню образования, имея доступ к вашим повседневным разговорам, использовать Google Glass на таком уровне, который идеально вписывается именно под критерии образования, было бы бесценно. Только представьте - разговаривать с профессором и быть умнее него - это ведь большое дело!"

Тэд Старнер сделал краткую демонстрацию того, как работает система под названием "Память агента", используемая на разных носимых устройствах. По сути, это огромный буфер текста, который вводил вниз все то, что Тэд думал или говорил. Чтобы ориентироваться в сказанном, он использовал клавиатуру, которая называется Twiddler (несмотря на то, что от природы у Стадлера нет одной руки, он гордится тем, что может вводить 130 слов в минуту всего лишь одной рукой). Используя поиск регулярных выражений, Стадлер мог найти текстовую информацию, выговоренную еще несколько десятилетий тому назад. Результат обычный, по мнению автора, но вызывает огромный потенциал. Тэд сказал:

Все, что я говорю, моментально переходит в текстовый буфер, а затем мне нужно лишь несколько секунд, чтобы найти информацию, которая для меня является актуальной. Большая часть из записанного - мусор, который не имеет никакого значения. Но 5 процентов того, что он записывает, действительно актуально. Для того, чтобы напомнить мне о важном для меня событии, понадобится всего лишь одна строка резюме. Не то, чтобы считаю этот прибор полноценной заменой памяти, просто хорошо припоминается материал. Компьютеры действительно хорошо помнят, но не получают признание. Люди - наоборот.

Последний, и в некотором смысле самый сложный аспект - "интеллектуальные коллективы". Если разобраться, то эту роль выполняют социальные сети - но не Facebook, VKontakte, Google+ и другие. Эти сети больше сосредоточены на работу в режиме реального времени, сотрудничая между собой путем обмена информацией и сотрудничества. Другими словами, они делают людей более продуктивными.

Тэд также описал процесс собеседования с кандидатами на присоединение к команде Google: в кабинете сидел один собеседник и один член команды. Остальные же сотрудники Google наблюдали за процессом удаленно, время от времени задавая разные вопросы относительно деятельности или даже личной жизни кандидата. Всэ это очень сильно отвлекает, по мнению Старнера.

Когда ты создаешь текст письма для резюме - это одно дело. Когда ты приходишь на собеседование, уже через 10 минут ты теряешь 40 пунктов IQ. Когда вы создаете заметки с письма, которые прямо относятся к дальнейшему разговору, можно с легкостью пройти собеседование.

Таким образом, вся команда может принимать участие в интервью, физически не находясь в комнате для собеседования и не "ударить словом", поставив несчастному интервьюируемому слишком неудобный вопрос. Для того, кто отвечает, это довольно непростая процедура. Но такая практика ведения дел - рутина, которая окружает компанию Google.

Старнер также описал ситуацию, высказываясь о технологии переносных вычислительных машин. Как всегда, он использовал обычный наряд, который он носил во время проведения лекций для студентов. Но аудитория, в которой он находился, была совершенно пустой. Как вы думаете, что он делал? Он проводил лекции в прямом эфире. В Джорджии набиралась полная аудитория студентов, которые могли свободно слушать и видеть профессора, а также задавать свои вопросы в режиме реального времени. Такой себе чат - еще одна возможность, которую без проблем можно реализовать в устройствах типа Google Glass.

С другого конца чата, студенты также физически находились в зале, но у них был дисплей побольше. Сначала они неуверенно задавали вопросы, но когда члены Академии привыкли к такой обстановке, чат растянулся на несколько часов - было очень много желающих задать свои вопросы относительно той или иной проблемы. Таким образом, формировался новый коллектив студентов, объединенных единой целью - задать вопрос и услышать полезный ответ.

Но сможет ли повторить такой успех "Глас"? По мнению Тэда Старнера, безусловно. Но специалист не уверен в том, что у этого устройства будет свой приоритет.

Один из ученых обязательно предложит идею сделать нечто подобное. Это всего лишь дело времени. Вопрос заключается в коммерции. Есть ли реальная коммерческая необходимость в том, чтобы сделать такой проект? Когда вы делаете что-то нечто этого, что имеет прямую направленность, заранее имеет четкую сферу использования, при этом сам продукт неотразим - это одна сторона медали. Но с другой стороны, когда мои приятели найдут для Glass смешное, иногда даже нелепое применение.

Поэтому вот где должна быть четкая грань - между огромным опытом Старнера в сфере дополненной реальности и Google Glass, а также другими подобными устройствами. В академической среде, когда вы активно создаете что-то новое, очень просто перейти ту границу между здравым смыслом. Ведь зачем носить рюкзак, наполненный схемами, если можно носить регулируемые очки на носу? В конце концов, вы делаете это для науки.

Когда речь идет о мире коммерции, даже та сфера, в которой прибыль и процветание не гарантирует успех, а основными потребителями являются средние люди, стандарты всегда необходимо завышать. Устройство должно быть маленьким, интерфейс - интуитивно понятным. В идеале даже самый сложный интерфейс легко должен восприниматься ребенком, который недавно перешел в школу. С точки зрения исследователей, это нерабочая комбинация. С точки зрения инженера - это приоритетная задача. С точки зрения рядового пользователя - это необходимость.

В некотором смысле, Гугл Гугл в нынешнем облике - это устройство, сравнимое с теми, которые Старнер носил двадцать лет назад. Но вопрос заключается не в этом. не слишком ли много предлагает ввести Тэд, чтобы Google Glass вошел в мейнстрим? Это еще предстоит выяснить, ведь Тэд Старнер уже сталкивался с подобной проблемой и прошел путь от неизвестности к настоящему. Что изменится, а что нет - будет видно со временем.